Как сложился мой путь в Россию, рассказывать долго. Уже около 16 лет я занимаюсь иконописью. Началось же все 32 года тому назад, когда я впервые посетила Париж и увидела в Лувре иконы. Это были изображения Христа, Божией Матери и святых, написанные на дереве, в прекрасных теплых тонах. Я была поражена: что это? Но почему-то едва смела поднять на них глаза. Ушла, потом вернулась, и смотрела еще и еще. Мне было не по себе, а в чем дело - не осознавала сама. Для меня все это было словно из другого мира. Лишь позже я узнала о том, что такое иконы. А тогда в Лувре я просто не понимала, как себя вести. Потом я прочитала где-то в журнале, что иконы пишут до сих пор, что это не просто какой-то устаревший обычай. Если надо, то запоминается самая случайная информация. И я запомнила. Много лет спустя кто-то рассказал мне, что в Гааге живет женщина Лидия Дайф, которая пишет иконы. Ее мать была родом из Санкт-Петербурга. Когда мы с Лидией встретились впервые, ей уже было почти 80 лет. От нее я очень много узнала про иконопись, услышала рассказы о России, о ее семье и парижском учителе Георгии Морозове. Это была особенная женщина. И вот впервые я пришла к ней домой. Наша встреча было лишь знакомством, которое не обязывало ее ни к чему. Она задала мне несколько вопросов, пытаясь понять, с кем разговаривает. Спросила, умею ли я рисовать. Я ответила, что нет. Потом она спросила, знаю ли я Священное Писание. Я опять ответила: нет. "Ну вот", - сказала она, - "если ты всему этому научишься или хотя бы постараешься, то я тебе помогу. А будет Божье благословение - станешь иконописцем". Я стала учиться у Лидии. И как она меня учила! Первым уроком было посещение православного храма. "Если ты хочешь заниматься иконописью, то сначала тебе надо увидеть и ощутить, что такое церковь". Там же я познакомилась с первыми русскими - пожилыми людьми, давно уехавшими из России. Это было начало, а что будет потом, я тогда не могла предвидеть. В 1987 г. я впервые посетила Россию, участвуя в путешествии "по иконам". Мы ездили по церквям, монастырям, посещали мастерские иконописцев. Это путешествие оставило большое впечатление. Оба наших гида, которые до этого работали и жили в России, дали нам возможность увидеть и ощутить эту страну. И я "пала жертвой России". Еще через несколько путешествий -появилось желание учиться у "настоящих" русских иконописцев. Лидия к этому времени очень постарела и уже не в состоянии была дать мне что-нибудь еще. Нужно было идти дальше своими силами, и не только в иконописи, но и духовно. Ведь теперь я уже понимала, что главное - это жизнь души, благополучие которой не покупается, а преобретается с великим терпением и, подчас, в "трезвительных уроках". И в этом - истина. Слава Богу за все' Мои первые русские уроки состоялись в Костроме. Мне было дано увидеть как пишутся иконы, задавать вопросы. Я узнала, также, что такое "нестяжательное" гостеприимство, любовь и дружба. Разве мы в Западной Европе еще имеем это? Мне захотелось как-нибудь отблагодарить, и я спросила, нельзя ли оказывать помощь, например, нуждающимся детям? Попросила показать мне детский дом или больницу, чтобы собственными глазами увидеть, как там живут дети, и тогда же решилась помогать им по мере моих сил. Таким образом, в 1993 г., на одном энтузиазме, началась моя "гуманитарная деятельность". Эта "деятельность" с годами расширилась. И сейчас уже трудно удерживать равновесие, поскольку иконопись заняла очень важное место в моей жизни. Благодаря иконописи и благодаря моим поездкам в Россию очень многое произошло. Я начала понимать, что икона - не просто какое-то увлечение, как это многие думают в Европе. Она неразрывна с жизнью души! Я, правда, знала об этом, когда начинала, но все-таки... Мне встречаются люди, которые смотрят на иконопись, как на приятный способ проводить свободное время. А как же молитва, посещение храма? Для меня же все это стало высочайшей школой жизни. За эти годы я многому научилась и поняла, какие огромные богатства мне были открыты. Уроки не прошли даром и несколько лет назад в Росии я крестилась и стала православной. Это было началом новой жизни. Многое увиделось по новому, многое стало ясным, появилось иное понимание жизни. И в иконописи я научилась многому и продолжаю учиться теперь в Санкт-Петербурге. И чем больше я учусь, тем больше понимаю, что ничего не знаю и осознаю свое ничтожество: как могу я писать Христа, распятого на Кресте? Кто я такая, чтобы заниматься необъятным?! И все же, я маленький, но очень счастливый человек, потому что мне так много дано!
И я очень благодарна, что мне дали возможность написать об этом и есть люди, которым это интересно.
А теперь: о наших русских детях, которые живут в приютах. Они - дети будущего и нуждаются в нашей помощи. Они часто болеют, и им нужны продукты питания и лекарства. Мы все можем дать им свою скромную помощь, заботу и любовь. Если вы хотите помочь им, пишите мне Катя Вестерхофф, 1999.
|
Вымучал Палтус, 2001